?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у morzhik55 в Инклюзия - это "война с самими собой".
Инклюзивное образование

Инклюзия, или инклюзивное  образование (ИО) – это достаточно новое направление в модернизации системы нашего образования. Смысл ИО в том, чтобы на всех уровнях, начиная с  дошкольного, вместе друг с другом учились обычные дети, и дети имеющие нарушения в физическом и (или) психическом развитии.

27-28 ноября 2014 г. в Кирове проходила всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая инклюзивному образованию. Я, как представитель «Родительского всероссийского сопротивления» (РВС), по поручению товарищей побывал на открытии конференции – пленарном заседании, которое проходило в большом зале Кировского кукольного театра. Я зарегистрировался как участник, получил материалы конференции и прослушал все доклады на открытии. Один из докладов, заинтересовал меня особенно сильно,  и именно его я буду разбирать ниже.



Алёхина

Читала его гостья из Москвы - Алёхина Светлана Владимировна, директор института проблем инклюзивного образования, проректор ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

Ниже я постараюсь описать,  что мне стало понятно при знакомстве с инклюзивным образованием, что насторожило и обеспокоило в процессе этого знакомства.
Если говорить в общем , то для меня понятно, что ИО – это одно из многочисленных проявлений «модернизации» нашей российской действительности.  К сожалению, очень часто эти проявления носят откровенно разрушительный, а не созидательный  характер, хотя и преподносятся как благо. Инклюзия - как раз из этого разряда.
Как родитель и патриот я имею право высказать своё мнение. Тем более, что я не одинок в своих сомнениях по поводу ИО. В одном из докладов на открытии были показаны данные опроса среди родителей и учителей об отношении к внедрению ИО.  К сожалению, не было указано - сколько человек было опрошено, каких родителей и учителей опрашивали, обычных или имеющих отношение к детям-инвалидам. Но всё равно, опрос показал, что 55 %  учителей (25 % не согласны, 30 % сомневаются) по каким-то причинам не принимают до конца  ИО.

Опрос ИО

Получается даже среди профессионалов, а не только у меня, есть основания сомневаться.

Впервые в  Кирове с ИО я столкнулся  случайно, примерно год назад. Знакомая рассказала моей жене, что у них в садике есть инклюзия.  Знакомая вполне здраво обосновала, почему ей это не нравится.  Дальше, моя жена, а она тоже активист РВС,  начала на местном форуме для мамочек дискутировать и доказывать, что ИО - совсем не такое однозначно хорошее явление. В процессе общения стало понятно, что ИО - тема важная, но по ней в то время почти не было ни случаев серьёзного противодействия, ни серьёзных разборов показывающих опасность этого нововведения. Материалы, выражающие альтернативный взгляд на явление инклюзии, приходилось собирать буквально по крупицам, но немного позже публикации стали появляться - это статья об инклюзии в газете «Суть времени» и несколько статей на сайте «РВС».

Итак, перехожу к разбору доклада.
Раньше я считал, что инклюзия наносит вред только образованию – и коррекционному и общему, но прослушав доклад на конференции, стало понятно, что ИО – это частный случай широкого проекта изменений, который называется «Включающее общество».
Выступление Светланы Алёхиной поразительно отличалось от всех остальных. Все выходили к трибуне, и быстро, ровным тоном читали доклады – сухие факты, графики, цифры отчётности и показателей.  Да простят меня докладчики – но на их выступлениях меня клонило в сон. Именно так, я и представлял себе открытие конференции. Но когда подошла очередь Алёхиной – всё сразу изменилось. Выступление отличалось от предыдущих всем - формой, манерой и содержанием.  Она не стала выходить к трибуне, а выступала  со своего места, сидя за столом президиума.  Она не тараторила, а говорила медленно, с паузами и акцентами в нужных местах, каждое слово было весомо и значимо.  Она говорила не про рабочую рутину,  а про тяжёлый труд на долгие годы, говорила об огромном значении этого труда. Она говорила о грандиозных задачах и великих целях.  При этом, намекала  на материальную выгоду - для согласившихся, и на судебную ответственность - для не согласных.  Было понятно, что всё  сказанное  - не предмет для обсуждения. Это был не доклад. Это была настоящая проповедь о вечных ценностях. Откровение, дарующее большие смыслы и мобилизирующее на труд ради великой цели.  Выступление было сильным, и один из источников этой силы стал мне понятнее, когда я узнал, что Светлана Алёхина – кандидат психологических наук.

Выступление заслуживает,  чтобы его просмотрели. Только так можно будет ощутить исходящую от Светланы Владимировны уверенность в своей правоте и  неотвратимости надвигающихся изменений.

Я хочу  выделить несколько смысловых линий, которые прослеживались через всё выступление:

1. Изменения в образовании в виде перехода к инклюзии - это частность. Одно из проявлений будущих изменений, которые должны затронуть всё общество, все сферы жизни человека.
2. Разделения людей по медицинским показателям - не обосновано.  Такое разделение нарушает права человека.
3. Нужно менять коренные устои образования, культуры и всего общества.
4. Общество и его нормы должны меняться под индивидуальные требования. Имеено так, а не наоборот - когда индивид должен подстраиваться под  общество в котором он живёт.
5. Инклюзия нужна  по разным причинам – это благие морально-нравственные преобразования общества, движение вместе со всем миром к великой цели, а также материальная выгода для сторонников, и  судебная ответственность для противников. Принцип кнута и пряника.
6. Противоречия между коррекционным образованием и общим образованием, которое хотят сделать целиком инклюзивным - это искуственно созданный конфликт. На самом деле конфликта не существует.
7. Инклюзия внедряется вполне официально – государственные служащие в государственных учреждениях на государственные деньги делают эту работу.

Эти линии, петляя и пересекаясь, в конце доклада сошлись в одной точке, когда Алёхина, невольно проговорившись, сказала, для чего нужна инклюзия – для того, чтобы выиграть войну с самими собой.

Описание каждой линии я буду подкреплять цитатами из выступления.

1. Изменения в образовании в виде перехода к инклюзии - это частность. Одно из проявлений будущих изменений, которые должны затронуть всё общество, все сферы жизни человека.

«Широкая рамка заключается в том, что сама идея инклюзии – это социальная концепция».
«Включающее общество – вот основная идея, которой подчинены эти изменения. Наше общество должно быть открыто для любого члена этого общества, оно должно быть ориентировано на принятие любого члена общества, независимо от его различий, и право на отличие, на индивидуальное отличие, лежит в основе этой концепции».


Идея «включающего общества» подразумевает, что наше общество – «исключающее». В случае с ИО имеется  в виду ситуация, когда ребёнка-инвалида ведут учиться не в обычную школу, а в коррекционную. Происходит это, якобы потому, что общество хочет избавиться от инвалидов, и для этого их «исключают» - изолируют от общества в специальном заведении.  То есть коррекционные школы, специально созданные, чтобы любой человек мог получить образование и реализовать себя в жизни, изображаются тюрьмой или концлагерем, средством изоляции детей-инвалидов от здоровых детей. Если человек принимает такую извращённую логику, то дальше он услышит "предложение, от которого невозможно отказаться" (с). Человеку предложат принять мысль, что плохое "исключающее" общество, которое якобы угнетает инвалидов, нужно переделать в хорошее "включающее" общество. При этом  нет внятного описания, что собой представляет такая социальная модель, и вообще совместима ли она с жизнью страны и народа.


2. Разделения людей по медицинским показателям - не обосновано.  Такое разделение нарушает права человека.

«Не статус инвалидности может  нас делить на инвалидов и не инвалидов».

Вот это да. Статус инвалидности у человека есть , но считать его инвалидом  нельзя – это нарушение прав.

«Не медицинский диагноз лежит в основе различия людей».
«Идея инклюзии не базируется на нозологическом разделении… детей».
(Нозология – это учение о болезнях).

Как это понимать? Больной человек ничем не отличается от здорового? Или  болезней вообще не бывает?  Видимо их придумали врачи, чтобы нарушать права человека?
Юридическое понятие права и равенства всех граждан перед законом – в неизменённом виде переносится в область медицины. Якобы создание особых условий для больного – это нарушение права больного. При чём  тут вообще понятие права? Болен человек или здоров  - теперь будет определять не врач, а судья? Специфическая инклюзивная логика, противоречит здравому смыслу, а чтобы это не было так заметно, старые названия заменяют на новые. Инвалид теперь не инвалид, а человек с «ограниченными возможностями здоровья», но от переименования  легче человеку не станет.

«Идея инклюзии не делит детей на группы, она даёт право разным детям быть в одном классе».
«Любому ребёнку: мигранту ли, ребёнку из другой культуры, из другой веры,…с какими-то проблемами в здоровье, ребёнку, находящемуся в условиях социального риска, например, ребёнок, который переживает  развод своих родителей…Если мы в образовании, в школе, где он учится, не окажем ему в этот момент поддержки, не адаптируем для него какие-то формы обучения, может не обеспечим ему какую-то индивидуализацию, этот ребёнок не сможет в условиях своего эмоционального стресса включится в общий поток и исключится из образования».


Все различия, так сказать, уравниваются.  Характер различия якобы  не имеет значения.  Хотя с точки зрения здравого смысла, очевидно, что разница между инвалидом и здоровым человеком, отличается от разницы между мигрантом и местным жителем.  Отличается, в том числе и по возможности учиться в общеобразовательной школе. Это отличие, касается именно возможности, а не права. Но для инклюзии это не важно. Важно только, что большинство должно подстраиваться под меньшинство, а общество  должно подстраиваться под индивидуума.

На сегодня всё. Продолжение будет немного позже.


Comments

( 6 comments — Leave a comment )
livejournal
Jan. 19th, 2015 03:15 pm (UTC)
Инклюзия - это "война с самими собой".
Пользователь sell_off сослался на вашу запись в своей записи «Инклюзия - это "война с самими собой".» в контексте: [...] Оригинал взят у в Инклюзия - это "война с самими собой". [...]
anuta_nn
Jan. 19th, 2015 07:26 pm (UTC)
Очень противоречивая ситуация.
С одной стороны, инвалиды в России сегодня действительно во многом ущемлены. Это касается, например, колясочников испытывающих затруднения при обучении.
С другой стороны, сам факт того, что под нестандартных людей должно подстраиваться само общество звучит несколько неадекватно и, более того, это нивелирует все преимущества обучения в смешанных группах.
Говорю это с позиции опыта своей семьи. Мой брат-инвалид с детства из последних сил тащил общеобразовательную программу как раз-таки чтобы быть не хуже других. Это стимулирует, интенсифицирует развитие.
Если общество будет подстраивать программу, процесс обучения в ущерб основной массе детей - весь смысл смешанного обучения теряется.
Здесь важно понять - для чего все эти изменения. Чтобы дать человеку шанс или чтобы заниматься какими-то формальными изменениями вроде повышения терпимости и прочее.
Кроме того, в данном вопросе важно учитывать острую проблему социализации инвалида в здоровом коллективе. Очень важно, кто и как будет способствовать этому процессу. Какой педагог будет у детского коллектива. Если ребенок способен заниматься всеми науками, но имеет серьёзные физичеслие ограничения - ему очень трудно в детском коллективе.
yuliana_chka
Jan. 21st, 2015 09:59 am (UTC)
Программа "Доступная среда", в рамках которой устраиваются пандусы для колясочников, в регионах действует. Пандусы и даже лифты делают в том числе, и в школах. Мне кажется, что совместному обучению детей-"колясочников" с сохранностью интеллектуальной, психической функции и сохраненностью зрения и слуха ничего не мешает, кроме "технических" деталей. Но ведь , чтобы не утверждали чиновники, происходит постепенная ликвидация коррекционных школ, чему способствует и т.н. "подушевое финансирование" - ведь для обучения детей "с особыми потребностями" необходимы и особые методики и соответствующие специалисты-педагоги, а соответственно, и особое финансирование. Чего с некоторых пор нет.
Как тут не вспомнить школу для слепо-глухо-немых детей Ильенкова в СССР. При обычных условиях такие дети обречены на слабоумие и растительное существование. Но даже если функции утрачены не полностью, таким детям нужны особые условия, и это - никакая не "дискриминация"!
Вот статья Александра Васильевича Суворова, доктора психологических наук, выпускника Сергиево-Посадского (Загорского) детского дома для слепоглухонемых:
http://tovievich.ru/news/5149-dom-pobedivshey-lichnosti-k-50letiyu-zagorskogo-detskogo-domainternata-dlya-slepogluhonemih-detey-i-90letiyu-so-dnya-rozhdeniya-aimeshcheryakova.html

anuta_nn
Jan. 21st, 2015 08:15 pm (UTC)
Не могу не согласиться с Вами. Всё сугубо индивидуально и зависит от особенностей и характера возможностей каждого ребенка.
Описанная Вами проблема, насколько я поняла как раз заключается в том, что под видом расширения прав детей-инвалидов реализуется экономия на них. Сами же они лишаются права выбора: учиться в обычной школе и преодолевать связанные с этим трудности или же воспользоваться возможностью обучения в специализированном учреждении, где есть особый подход и специальные методики.
В советское время проблема, которую мы наблюдали была в несколько иной плоскости: желание учителя снять с себя ответственность и лишние проблемы и упечь вполне способного ребенка в спец школу.
yuliana_chka
Jan. 26th, 2015 08:52 pm (UTC)
В советское время были разные учителя, но в основном ответственные и любящие свою работу и детей. Нынешние им, извините, и в подмётки не годятся.

Edited at 2015-01-26 08:53 pm (UTC)
livejournal
Jan. 21st, 2015 11:18 am (UTC)
Инклюзия - это "война с самими собой".
Пользователь olga_vadimova сослался на вашу запись в своей записи «Инклюзия - это "война с самими собой".» в контексте: [...] нал взят у в Инклюзия - это "война с самими собой". [...]
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

yuliana_chka
yuliana_chka

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel